Оценка деловой репутации

Хотя деловая репутация (ДР) перечисляется в статье 150 ГК РФ среди нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона (вместе с честью, достоинством, свободой передвижения и прочим) – непередаваемым и неотчуждаемым – она имеет ряд существенных особенностей.

Деловая репутация — это фактически оценка профессиональных качеств гражданина или юридического лица. Возникает она лишь в сфере предпринимательства и является не только категорией нравственной, но и составной частью имущества организаций (как юр. лиц, так и ИП), реальной частью активов, наряду, к примеру, с основными средствами.

В отличие чести и достоинства, деловая репутация может быть передана третьим лицам, как любой актив, подверженный бухгалтерскому учету. При этом возможно произвести и ее денежную оценку.

Оценка деловой репутации сегодня распространена довольно широко (к примеру, при сделках купли-продажи предприятий) и представляет собой стоимостное выражение качества ведения бизнеса. Поэтому для оценки деловой репутации нужно оценивается совокупную эффективность бизнеса, а не отдельные показатели качества продукции или услуг. Особенности оценки деловой репутации отражены в VII разделе ФСО № 11 («Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности»).

Но оценить деловую репутацию оказывается не так-то просто, и зачастую фирмы, занимающиеся оценкой ДР оценивают не репутацию, а другие показатели, что мы покажем ниже.

Наши преимущества в оценке деловой репутации

Опыт оценки

Многие наши специалисты имеют опыт работы в сфере оценки – в том числе нематериальных активов и, в частности, деловой репутации – 10 лет и более.

Высокая квалификация специалистов

Профессиональная состоятельность наших сотрудников по оценке деловой репутации подтверждена соответствующими сертификатами соответствия.

Юридические гарантии

Мы всегда готовы отстоять наши выводы по оценке ДР во всех административных, юридических и коммерческих инстанциях.

Страхование рисков

Ответственность нашей профессиональной деятельности официально застрахована.

Стоимость услуг по оценке деловой репутации

Стоимость оценки деловой репутации во многом зависит от целей (для коммерции важней количественная оценка, для правовой защиты – качественная) и требований клиента о форме отчетности по итогам работы (определение стоимости деловой репутации при продаже компании совсем не то же, что экспертное заключение о деловой репутации компании для суда).

Поэтому стоимость нашей работы по оценке деловой репутации мы определяем индивидуально при обращении к нам за конкретной услугой.

Основные цели оценки деловой репутации

Независимая количественная оценка деловой репутации нужна – по большому случаю – только в единственном случае: в момент продажи (слияния/поглощения) предприятия.

Именно для этого случая есть методики подсчета в ФСО и российских положениях бухгалтерского учета, и в международных стандартах МСФО №22 и №38, но, по большому счету то, что оценивается в данной ситуации является гудвиллом – «разницей между ценой предприятия (как приобретаемого имущественного комплекса в целом) и стоимостью всех его активов по бухгалтерскому балансу».

Что, по большому счету, не есть ДР «в чистом виде», поскольку помимо нее в гудвилл входят репутация имени фирмы (бренда), узнаваемость товарного знака, выгодность местоположения и др. факторы.

Для других случаев оценки деловой репутации, таких как:

  • Принятие управленческих решений по повышению репутации в деловых кругах в целях увеличения прибыли;
  • Тяжба за возмещения урона, причиненного деловой репутации;
  • Оценка собственного положения на рынке в сравнении с конкурентами – есть резон применять либо оценку репутации в совокупности с иными НМА, либо использовать качественные методы оценки.

Документы, необходимые для оценки деловой репутации или гудвилла

Определить величину гудвилла или дать обоснованную оценку ДР оценщик может, имея следующие документы:

1
Учредительные документы компании (копии);
2
Полная информация о видах деятельности и организационной структуре предприятия;
3
Полный пакет бухгалтерской документации за период 3-5 лет;
4
Документы о выпуске (эмиссии) ценных бумаг, если они выпускались;
5
Договора об аренде или сдаче в аренду недвижимости;
6
Данные об основных фондах и активах (в том числе НМА);
7
Сведения об имеющихся дебиторской и кредиторской задолженностях;
8
Информация о дочерних предприятиях и холдингах;
9
Перспективный план развития компании.

Перечень документов является ориентировочным.

Более предметно перечень требуемых документов мы уточним после детального ознакомления оценщика с конкретным заданием на оценку деловой репутации.

Особенности работы

Понятие деловой репутации складывается из многих компонентов, среди которых: этика отношения с партнерами, качество продукции и услуг, финансовая устойчивость компании, эффективность менеджмента, личная репутация руководителей организации и другие.

Главными отличиями ДР от других НМА являются:

  • Невозможность быть самостоятельным объектом сделки (только вместе с предприятием), поскольку она не принадлежит организации на правах собственности;
  • Отсутствие материальной формы (ее невозможно записать на бумаге, сохранить на флэш-носителе и т.п.);
  • Условность ее стоимости (организация не несла затрат по ее созданию) – в учете, например, вполне можно погасить (списать) стоимость ДР, но при этом сама репутация предприятия никак не изменится.

С учетом этих и иных, перечисленных ранее особенностей, любая оценка ДР является уникальной операцией, выполнить которую под силу только опытным и квалифицированным специалистам, использующим все современные подходы и методы оценки.

Опыт и квалификация наших оценщиков позволяют нам подходить к оценке индивидуально и для разных целей использовать наиболее подходящие методы в рамках стандартных подходов, в частности, балансовый метод и метод расчета избыточной прибыли.

Кроме того, мы(по желанию клиента) можем произвести оценку по многим критериям иными, более точными методами, но это необходимо лишь для определенных целей и требует от клиента солидных финансовых затрат.

По результатам количественной оценки деловой репутации – если это необходимо клиенту – составляется отчет, соответствующий всем требованиям ФСО.

Данный отчет имеет юридическую силу и может использоваться в суде при рассмотрении каких-либо претензий, связанных с ущербом для деловой репутации.

Если наши оценщики выступают в роли экспертов органа по сертификации, результатом оценки с использованием факторной модели является заключение с указанием величины индекса деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2015.

Результаты работы по оценке

1
Отчет содержит: основные факты и выводы по оценке;
2
задание на оценку;
3
использованные допущения и ограничения;
4
применяемые стандарты;
5
описание составляющих деловой репутации компании;
6
описание процесса оценки;
7
копии использованных документов.
Оставить заявку на консультацию