Оценка бренда
Оценка стоимости бренда может производиться как в рамках оценки нематериальных активов (НМА), так и самостоятельно.
Зачастую понятие «бренд», точного определения которому до сих пор не дано, полагают синонимом «товарного знака» («знака обслуживания») – иначе «торговой марки» (ТМ) – символа обозначения определенных товаров, зарегистрированного государственным органом. Но бренд – не только и не столько символика.
Под брендом следует полагать образ, возникающий у потребителя при виде данного символа. Образ этот ассоциируется с определенным товаром или услугами, их качеством, престижностью.
Таким образом, оценивая бренд необходимо оценивать и сам товарный знак, и заработанную им репутацию. При этом, следует понимать, что репутация товарного знака – это не совсем то же, что деловая репутация самой компании (гудвилл).
Таким образом, оценку товарных и корпоративных брендов, а также их разновидностей, можно отнести к категории наиболее сложно оцениваемых НМА. Ведь для того, чтобы оценить бренд достоверно, нужно проанализировать большой объем информации (продажи брендированного товара, нормы дисконта и т.п.) – и ретроспективной, и прогнозной – за достаточно длительные временные периоды (до 10 лет).
А также владеть необходимыми теоретическими знаниями и соответствующими методиками.
Наши преимущества
Наши специалисты отлично знают эту отрасль оценки, законодательство, международные (например, IAS 38) и отечественные стандарты оценки НМА в целом и оценки брендов в частности.
Профессионализм сотрудников подтвержден соответствующими сертификатами (RICS, CFA и др.).
Кроме того, у нас есть надежные партнеры – эксперты в области брендов как в России, так и за рубежом.
Ответственность оценочной деятельности нашей компании официально застрахована в СК ОАО «АльфаСтрахование».
Мы отстаиваем выводы, сделанные нашими экспертами по стоимости бренда, в любой административной или юридической инстанции.
Мы готовим отчет об оценке бренда максимально качественно и в минимально возможные сроки.
Стоимость наших услуг по оценке брендов
Конкретная стоимость оценки каждого товарного или корпоративного бренда зависит от направления деятельности владельца бренда, веса (степени важности) бренда в оцениваемом бизнесе, трудозатрат эксперта.
Поэтому она определяется индивидуально на основе понимания и интерпретации полученной от клиента информации при обращении к нам за конкретной услугой по оценке.
Основные цели оценки бренда
- Определение инвестиционной стоимости бренда при внесении прав на ТМ в уставной капитал фирмы;
- Сделки купли-продажи или слияния-поглощения предприятий;
- Купля-продажа самого бренда (товарного знака) или лицензии на него;
- Страхование бренда (защита от последствий подделки товарного знака);
- Судопроизводство (определение ущерба при фальсификации, незаконном использовании бренда;
- Внутренние цели предприятия (управление маркетингом, распределение бюджета, разработка нового бренда) и иные.
Документы, необходимые для оценки бренда
*** Перечень документов является ориентировочным.
Для оценки могут потребоваться и дополнительные документы. Полный список документов для вашего бренда можно узнать, обратившись в нашу компанию.
Особенности работы
Если напрямую поставить вопрос, откуда у бренда (то есть у покупательского доверия к маркированному товару или услуге) появляется дополнительная прибыль, то даже на бытовом уровне понятно, что это или дополнительная маржа, которую можно поставить в сравнении с конкурентами, либо увеличение частоты покупок, дающее дополнительный оборот.
Реально же стоимость бренда складывается из нескольких основных элементов:
- Разница в цене товара-бренда и не брендированного аналога, умноженная на объем продаж за определенный период (дополнительная прибыль);
- Возможность входа на новые рынки с более низкими затратами (экономия);
- Создание барьеров конкурентам для входа в соответствующую отрасль (защита рынка);
- Использование торговых рычагов на каналы распределения товаров и услуг, которые активно и позитивно реагируют на товары известных марок (увеличение оборота), и ряд других.
Оценить все эти элементы финансово можно, используя ряд подходов и методов.
К основным методам относятся метод дополнительного дохода (Premium profit), метод освобождения от роялти (The relief from royalty) и метод поступлений (Earnings basis).
Подходить к оценке бренда можно также, оценивая бренд по затратам (средствам, инвестированным в бренд), ориентируясь на капитализацию компании или просто рыночным способом (почем сторговались – то и цена).
Каждый из подходов и методов имеет свои достоинства и недостатки, каждый в большей или меньшей степени применим к каждому конкретному случаю.
Поэтому оценка бренда всегда индивидуальна и под силу только настоящим профессионалам.
Содержание отчета об оценке
- основные факты и выводы;
- задание на оценку;
- допущения и ограничения в работе оценщика;
- применяемые стандарты оценки;
- описание бренда со ссылками на источники, определяющие его характеристики;
- анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость бренда;
- описание самого процесса оценки с указанием использованных подходов и методов;
- копии правоустанавливающих и иных документов, определяющих характеристики бренда.
- заключение специалиста о стоимости бренда (расчет и краткое описание сделанных выводов);
- заключение эксперта об оценке стоимости бренда (если наш специалист выступает в роли судебного эксперта);
- аналитический отчет (например, анализ информационного поля бренда) для внутреннего использования компанией – в том виде, который требуется заказчиком.